История

Роликовые коньки впервые запатентованы в Англии во времена Шерлока Холмса, хотя считается, что еще за 500 лет до этого японские супер-шпионы ниндзя молнией скользили по каменным полам замков своих врагов, раскатывая на хитро закрепленных бамбуковых каточках. Но первым роллам дают несколько тысяч лет, когда полярные жители прикрепляли части костей животных к подошве ботинок, чтобы делать неприятное и холодное путешествие более лёгким.

Итак первая волна популярности роликов пошла от Джеймса Плимптона, получившего в Нью-Йорке патент на четырехколесные коньки с парой осей - "тележки". Чуть позже появился ринк-хоккей и фигурное катание на роликах, до сих пор популярные в Англии, Португалии, Германии, Италии и Австралии.

Вторая волна началась в 20-е годы во Франции и к концу Второй мировой войны охватила всю Западную Европу. Но еще в 1916 году особо лихие феминистки не просто катались на роликах, а еще катали перед собой обруч от бочонка с помощью специального крючка. Для этого шили специальные платья (по тем временам вызывающе короткие и облегающие).

Еще с ХIХ века для роликов строились огромные крытые катки, многие из которых потом были заброшены. Но в 80-е годы нашего века пришла эра "диско", только в Соединенных Штатах тогда работало 6 тысяч ангаров с громкой музыкой, легким баром и душевыми.

Диско-ролл-шузы, на которых все еще докатывают многие пионеры экстрим-культуры , имеют двухосную платформу и полужесткий или мягкий ботинок с тормозом впереди - они действительно хороши для танцев, но и устойчивы на вылетах с трамплинов. На них скользят по перилам и крутят сальто, но по лестницам на них не скатишься - это уже другое поколение "копыт". Тем не менее, уже с "тележек" в роликах, наряду со спортивным и танцевальным направлением появился уличный экстрим - Street Style (Стрит Стайл). Вскоре его объявили вне закона, и появились даже специальные дорожные таблички "NO biking No rollerskating, skateboarding!". Трюки на скейтборде, роликовых коньках, а потом и на велосипеде - не в спортзале или в цирке, а просто на улице, а чаще еще и на памятниках, соборных лестницах и прочих центровых местах, вскоре стали головной болью для полиции, дворников и городских властей, предметом дискуссий в прессе и дебатов в парламентах. Любимая тема скейт-комиксов: вокруг типичный городской криминал (мужик выкидывает с балкона тещу, негры тащат телевизор из разбитой витрины, от машины откручивают колеса), а в центре толстяк-полисмен, увешанный наручниками и дубинами хватает за шиворот маленького мальчика на роликах. Вот оказывается главное зло! Однако те же власти вынуждены расширять зоны безмоторного транспорта, а в них создавать специальные подразделения полицейских на роликах (самое крупное в Париже). Уличный стиль стал воплощением пацифистских и экологических ценностей нового поколения, нового взгляда на независимость, свободу передвижения и свободу в целом. А большие деньги, которые западная промышленность извлекает из любого молодежного увлечения, вскоре сокрушили военизированные устои спорта и воспитания.

В 1995 году американская корпорация ESPN получила патент на проведение X-games (Экстрим-игры). Это стало официальным признанием стритстайла и четко отделило его от спорта. Все-таки, откуда он взялся? Как это не странно, дух стритстайла происходит от такого пляжного (а потому безответственного и анархичного) развлечения как серфинг (катание на доске по гребню приливной волны). Уже в конце пятидесятых годов ленивые калифорнийские и австралийские серферы стали скатываться на пляж, стоя или сидя на тележках из автомастерских. У нас они до сих пор никак не заменят промасленных ватников, а вот на западе под машины механик закатывает на специальной тележке с подшипниками вместоколес. В 1965 году появились первые заводские (мануфактурные) роликовые доски. Считается, что впервые полиуретановые колеса для роликов разработала и изготовила фирма "Криптоникс" (ее мы в этой книжке похвалим еще не раз). Долгое время скейтбординг развивался как некое цирковое "уродство" - необычная акробатика, которой серфингисты коротали время штормов. Лишь в начале 80-х в так называемом фристайле (танцевальной акробатике на плоской площадке) Родней Маллен из Флориды ввел технику "олли" - прыжка с помощью подбива загнутого края доски. На другом краю Америки, в Калифорнии в это время фермеры перешли на капельное орошение, и огромное количество оросительных каналов перешли во владение скейтеров. Вскоре появилась первая профи-команда , выступавшая на рампе, специальном сооружении с плоским дном и закругленными (не в пример каналу) краями. Продажа досок резко подскочила, но команды скейтеров все же больше напоминали бродячий цирк и были жестко отгорожены от молодежи, прежде всего опасностью рампы (попробуй скатись с высоты в 3 или даже 5 метров) и ее недоступностью (3 тысячи долларов минимум).

К середине 80-х годов уже была известна техника вылетов, флипов (сальто), грэбов (хваток), грайндов и слайдов (скольжений), но зрителей это уже не удивляло, а массовому движению развиваться было негде. Скейт-фирмы закрывались... Но фирма "Powell-Peralta" вовремя поддержала молодых скейтеров, для которых доска стала частью, а точнее центром всего стиля жизни. Они просто не расставались с ней ни в школе, ни в супермаркете, ни на вечеринке. Они хулиганили - вели себя вызывающе, одевались не как все, не знали границ. Им не нужна была рампа - они скользили по перилам и прыгали на парковые скамейки. Вскоре уровень продажи стритовых роликовых досок достиг миллионов. Запрет на хулиганское катание по городскому центру вскоре привел к появлению скейт-парков со специальным оборудованием, имитирующим городские "препятствия": скамейки, перила, ступени, съезды, парапеты. Рядом со скейтерами на них стали "колбаситься" роллеры и велосипедисты, выполняя практически те же трюки и не меняя их название. Например легендарная темка Мак Твис 540 придумана и сделана еще в те времена на роликовой доске. Ее автор Майк МакГилл. Техника прыжка очень быстро развивалась благодаря скейтеру Тони Алва. На рампе был королем Тони Хок.

В Германии Титус Диттманн, сначала учитель физкультуры в гимназии, потом лидер уличного экстрима в Европе и миллионер, наряду со скейтбордным бизнесом основал фирму Титус Ролл Спорт и активно продвигал "тележки" на рампе и в стрите. В начале 91 года я получил от него несколько журналов "Монстер", от которых, собственно и начался экстрим в Крыму, а потом наУкраине. В Москве в начале 90-х Наталья Бондаренко стала писать о роликовых коньках в прессе и продвигать "Activity-Team", команду "Радиация", которую собрал Роман Дырин (Акробат).К тому времени в России уже было два относительно мощных соперничающих центра скейтборда: Ленинград (первую рампу сварил собственноручно Сергей Синодалов) и Саратов, где до сих пор минирампа - лучшая в России. Под влиянием этих центров находился украинский Харьков. В российских соревнованиях участвовали обычно и скейтеры Риги.

На открытом кубке Поволжья в 92 году выступали скейтеры 20 стран, помимо Центрального телевидения эти соревнования снимал американский "Суперчэнел". В Питер приезжал сам Родней Маллен и были взаимные с Калифорнийской лигой (самой сильной в мире) обмены для поездкок на соревнования.

В августе 93 года Рома Акробат впервые стал чемпионом России в агрессивных роликах, выступая все еще на "тележках". Всего тогда выступило в рампе человек 6, честно говоря, по сравнению со скейтбордерами (я судил и тех, и других), трюков они почти не делали.

Новое большое безумие 90-х годов и новая волна уличной культуры крейзи-роллеров связаны с "блэйдами" ("лезвиями"): четыре колеса в ряд на полозьях (фреймах), укрепленных на высоком жестком ботинке. Их рождение произошло в Лас-Вегасе, где в 1981 году на промышленной выставке встретились американский хоккеист Скотт Ольсон и итальянец Джузеппе Кавазин, производитель коньков для хоккея и ботинок "NORDICA" для горных лыж. В начале 90-х годов число роллеров в мире оценивалось Всемирной федерацией ролл-спорта в 90 млн человек. Сейчас только молодая итальянская фирма "Роучес" хвастает тем, что обула 40 миллионов. Вероятно, те же масштабы у "Роллерблэйд" (США - Италия), чуть скромнее у "Бауэр" (Швейцария-Канада) и "Ультравиллс" (США). Сейчас эти фирмы сражаются за российский и украинский рынки. Фирмы, сделавшие деньги на серфинге, скейтборде, горных лыжах и других близких развлечений, предлагают своим клиентам и роликовые коньки, например престижнейшая американская фирма "К2" или австрийская <Оксижен> из группы "ATOMIC", теннисная "WILSON" делает неплохие колеса.

Интересно, что в Москве за 96 год произошла потребительская революция: 8 сентября среди полутора тысяч роллеров, собравшихся в честь Дня Москвы на Поклонной горе было не более 30 в хороших коньках. Остальные спотыкались на китайских подделках из дешевой яркой пластмассы - такие боты называют "погремушками". 5 апреля 97-го года в Лужниках на 1 международном фестивале экстрим-культуры уже несколько сот москвичей летали на настоящих "копытах", причем "Roces" в России пока теснит конкурентов, несмотря на то, что "RollerBlade" засел на лучшем для торговли месте - имеет свой отдел в ГУМе.

В статье журнала "Ровесник" (4,1997), описывающей роликовый бум лета 96 года в Москве, можно заметить 2 полюса пост-советского потребления (характерных и для электроники, и для одежды): сколачивание состояний на дешевых китайских подделках, с одной стороны, и - с другой - страсть новых русских к самым дорогим фирмам. Люди, почуявшие "волну", продавали тогда по пять фур коньков в неделю, скупая в Китае по 10-15 долларов за пару и доводя розницу до 80 долларов.

Совсем другая, западная волна прошла через сеть престижных спортивных салонов и автомагазинов. На аллеях Александровского сада и Парка Горького можно оценить настоящее буйство мобильности конца ХХ века: где сотовый телефон, по которому, разъезжая на роликах, дает команды он, и длина ног его спутницы, доведенная дизайном роликов до настоящего шока, логично сочетаются с их джипом.

На "Таблетке" (роллер-дром в Крыму) что ни день появляются новые толпы все в той же пестрой китайской и турецкой дряни. Правда, разваливается она через одну-две недели, так что не все успевают получить серьезные травмы. Лучше не покупать совсем или тратить не меньше 80 долларов, плюс хотя бы 20 - на защиту. В конце концов, пробуйте вначале в прокате. Вот пожалуй и вся история Inline Skating'a

Наверх
  

Copyright © 2001
Design by LeMir, Aist & Max